Вопрос лояльности один из самых актуальных в управлении персоналом в любой компании. Почему этот фактор важен и как на него можно повлиять?
Компании до недавнего времени ставили в приоритет отбор и привлечение нового персонала. Однако последние годы кадровые специалисты всё больше уделяют внимание мотивации сотрудников и повышению лояльности. Теперь важно не столько найти подходящего работника, сколько удержать старых.
Мировой опыт свидетельствует, что в условиях нестабильной рыночной экономики выживают предприятия, которые заботятся о преданности персонала. Степень лояльности персонала к компании, в которой они работают, и готовность поддерживать ее в трудные моменты — основной результат кадровой службы.
Лояльный сотрудник — кто это
Лояльный сотрудник – тот, кому нравится работа в компании, и он хотел бы продолжить работу. Такой сотрудник может поставить интересы компании выше своих. Лояльный работник ценится компаниями, большинство хотели бы видеть таких в своём штате.
Исследователи выделают несколько компонентов лояльности:
Эмоциональная лояльность — это преданность компании по зову сердца, потому что нравится работа, коллектив или условия;
Вынужденная лояльность — основана на необходимости работать именно здесь, потому что нет возможности повысить квалификацию, поменять место работы или получить другую профессию;
Нормативная лояльность основывается на привычках и ценностях человека. Ему может не хотеться продолжать работу в организации, но мнение окружающих, чувство долга или другие подобные факторы привязывают человека к такой работе.
Есть несколько уровней лояльности:
Начальный уровень. Формируется за счет внешних материальных атрибутов компании. На этом уровне пока не идет речь о верности, но формируется определенное ощущение принадлежности к сообществу.
Уровень поведения. Этот уровень формируется за счет определенных традиций в компании: регулярные митинги, утренние встречи на кухне, поздравления с днями рождения и прочее. Такие события формируют корпоративную культуру.
Уровень способностей. Уровень глубже, чем первые два. Он зависит от подбора персонала. Чтобы получить сотрудника, лояльного на этом уровне, необходимо выбирать кандидата, который подходит компании, как по профессиональным, так и по личностным качествам.
Уровень убеждений. На этом уровне ценности организации становятся личными ценностями. Лояльность таких работников крайне высока. Как правило, это руководители и ключевые сотрудники – они довольны работой в целом, оплатой, условиями и, как правило, имеют большой стаж в этой компании.
Уровень идентичности. Это уровень владельца компании. Он вкладывает силы и средства в развитие компании и ее бренда, он стоял у истоков своего дела, его верность и лояльность безусловны.
Как можно оценить лояльность?
Лояльность — понятие абстрактное и нематериальное. Её сложно представить, однако можно эффективно измерить. Для этого подойдут следующие методы:
Оценка текучести кадров. Посчитать можно, разделив количество уволившихся сотрудников за конкретный период на среднее количество сотрудников за тот же период. Результат умножьте на 100, это и будет коэффициент текучести сотрудников в компании. Полученный параметр нужно сравнить с параметром по вашей отрасли. Следует обращать внимание на динамику показателя.
Анкетирование и опросы. В анкетах описываются параметры оценки руководителя, оценки отдела, отношение к компании, оценки карьерного роста и другие. Анкеты заполняются сотрудниками анонимно и затем обрабатываются кадровым персоналом.
Встречи 1:1. Встречи проводят с разными категориями сотрудников: новички, сотрудники со стажем, увольняющиеся сотрудники.
Наблюдение. Оно помогает оценить лояльность и выявить факторы, которые ее повышают или понижают. Если нет такой возможности, можно воспользоваться мониторингом настроения.
Как повысить лояльность коллектива?
Понятная система управления
Разграничение полномочий и понимание иерархии дают сотрудникам ощущение уверенности и стабильности. Важно выстроить доверительную систему коммуникации, которая позволяет обращаться к руководителям за обратной связью.
Мероприятия для тимбилдинга
Совместные выезды на природу, мастер-классы, командные тренинги, семейные и детские праздники — все эти мероприятия направлены на то, чтобы сотрудники смогли почувствовать себя одной семьей с едиными целями и общими стремлениями.
Поощрение увлечений, хобби и заботы о здоровье
Лояльность со стороны компании проявляется во внимании к work-life balance и состоянию здоровья сотрудников: медицинские страховки, организация регулярных медосмотров, поощрения в виде занятий йогой или абонементов в фитнес-клубы и бассейны.
Награды, церемонии, конкурсы
Такие активности выполняют две цели: повысить корпоративный дух и дать сотруднику уверенность в его ценности и значимости.
Идеи, направленные на формирование лояльности сотрудника, почти всегда дают положительный эффект, если исходят непосредственно от руководства. Тут работает не только механизм самой инициативы, но и убежденность, что руководителю небезразлично эмоциональное состояние подчиненных, их настроение и уровень морального комфорта.
Подарки и премии
Для каждого сотрудника будет существенным фактором внимание компании к результатам. Если человек выполняет план или привёл нового клиента, компания может поощрить работника.
Подарок необязательно должен быть дорогим. Даже незначительный, но с вниманием подобранный презент, может значительно увеличить лояльность сотрудника и поможет отметить его заслуги.
На витрине маркетплейса онлайн-подарков есть подходящие презенты для лояльности сотрудников.
Вывод
Лояльность сотрудников — тот критерий, на который нельзя не обращать внимание. В первую очередь это важно для комфортной работы коллектива и продуктивности в компании.
Лояльность необходимо измерять и смотреть за ней в динамике. Также стоит не забывать про инструменты и методы, влияющие на лояльность.