Все, что нужно знать про мотивацию любому HR
Наиболее эффективные способы стимулирования творческих, самостоятельных, а не роботизированных, равнодушных сотрудников начинаются с обращения к психологическим корням человеческой мотивации.
Многие сотрудники работают, руководствуясь денежными мотивами, такими как повышение зарплаты, премии и компенсационные выплаты. Однако существует удивительное количество доказательств того, что слишком большое количество внешних стимулов может снижать внутреннюю мотивацию, вредить отношениям между сотрудниками и вызывать большую текучесть кадров.
Устаревшие теории мотивации сотрудников основаны на принципе "кнута и пряника". Другими словами, когда сотрудники делают что-то хорошее, они получают пряники (поощрения), а когда делают что-то плохое - кнуты (наказания).
Однако в наиболее успешных и инновационных компаниях работают сотрудники, которые самомотивированы на выполнение своей работы, потому что им небезразличен ее результат.
Внутренняя мотивация 👇 | Внешняя мотивация 👇 |
✔ Мотивация исходит изнутри | ✔ Мотивация исходит извне |
✔ Стремление выполнять задания, потому что это приносит личное удовлетворение |
✔ Выполнение задания, чтобы избежать наказания или получить вознаграждение |
✔ Лучше всего подходит для долгосрочных целей и самореализации | ✔ Лучше для краткосрочных или неприятных задач |
✔ Повышение эффективности с течением времени | ✔ Снижение эффективности с течением времени |
✔ Может привести к большей удовлетворенности работой и большей креативности | ✔ Может привести к выгоранию |
✔ Ориентированность на ценность | ✔ Ориентированность на вознаграждение |
В большинстве случаев эти две формы мотивации могут (и должны) существовать вместе.
Например, если вы работаете над интригующим проектом для предстоящей конференции, то внутренне вы мотивированы собственным интересом к теме и желанием с гордостью продемонстрировать свою работу. Но в то же время у вас есть и внешняя мотивация - закончить работу вовремя, чтобы уложиться в установленный командой срок и избежать неловкости из-за невыполненных заданий.
☝ Чтобы повысить внутреннюю мотивацию, сначала необходимо выяснить, что представляют собой ваши сотрудники и чего они хотят.
Совет: Узнайте своих сотрудников с помощью личностного теста и по возможности поручайте им проекты с учетом их особенностей и интересов.
Дружеские отношения на рабочем месте
Общение с коллегами может как помочь, так и помешать работе. Согласно отчету Gallup 70% сотрудников считают, что наличие друзей на работе является наиболее важным аспектом полноценного рабочего места.
Но как способствовать развитию дружеских отношений в офисе, не поощряя при этом бездумную болтовню или сплетни в офисе? Попробуйте воспользоваться несколькими из этих простых хаков:
В офисе:
Установите большие столы для совместных обедов. Круглые столы выглядят более привлекательно и располагают к беседе.
Поощряйте и организовывайте группы по интересам сотрудников, например, книжный клуб, группу по бегу, клуб садоводов и т.п.
Для удаленных команд: Начинайте повестку дня каждой виртуальной встречи с 5 минут для непринужденной беседы с коротких и забавных ледоколов, которые мы описали здесь.
Обеспечьте более тесное взаимодействие между командами, поручая проекты тем группам, которые не работают вместе регулярно. Это дает больше возможностей для знакомства с новыми людьми.
Культура признательности в компании
Культура поощрения является основой мотивированных сотрудников. Она начинается с благодарности, признания и активных инициатив, направленных на поощрение хорошо выполненной работы. Например, если сотрудник постоянно работает не покладая рук и никогда не получает признания за свои усилия, он может почувствовать, что его труд остается незамеченным.
Слова "Спасибо за работу" и похлопывание по спине - это приятные жесты, но настоящий секрет повышения мотивации заключается в создании системы благодарности, которая может быть воспроизведена на всех уровнях управления.
Психолог Беата Соудерс напоминает нам, что "обратная связь удовлетворяет психологическую потребность в компетентности. Когда другие ценят нашу работу, мы склонны ценить ее больше и работать усерднее".
Советы: Обучите руководителей всех уровней регулярной оценке и поощрению команды.
Начинайте еженедельные совещания с описания конкретных достижений членов команды за предыдущую неделю.
Поощряйте признание и благодарность со стороны коллег. Например, можно попросить сотрудников в конце квартала или года написать персональную благодарность коллеге и отправить ее в общий чат или анонимно на email. Такую активность можно легко реализовать с помощью онлайн-открыток на нашем сервисе Emodika, которые легко отправить в любой мессенджер или на корпоративную почту.
Запоминающиеся стимулы
Вознаграждение за хорошие результаты работы - дело нехитрое. Однако не всегда деньги являются главным средством повышения мотивации сотрудников.
Исследование, проведенное Ассоциацией стимулирующего маркетинга, показало, что более 60% опрошенных сотрудников предпочитают неденежные поощрения, такие как путешествия и впечатления.
Более того, общий опыт поощрения, как правило, оказывает более сильное воздействие, чем сама награда. Когда опрошенные сотрудники побеждали в офисных конкурсах или соревнованиях по продажам, от 40 до 70% впечатлений участника от награды были связаны с факторами презентации, например:
- кто вручает награду (подходящий уровень руководства, как правило, тот, кто лично участвует в повседневной деятельности сотрудников и при этом находится на достаточно высоком уровне, чтобы создать ощущение престижа);
- как передается информация о награде (церемониальные и презентационные аспекты).
Чтобы создать запоминающийся стимул, думайте не только о деньгах и общепринятых подарках. Что будут помнить ваши сотрудники? Что будет побуждать их выкладываться на 110%?
Помнить и отмечать дни рождения сотрудников
Вам знакомо это теплое и приятное чувство, когда кто-то помнит о вашем дне рождения, даже если он не опубликован в социальных сетях?
Хотя это может показаться незначительным, наука показывает, что празднование дней рождения позволяет людям чувствовать себя более ценными и особенными. Продуманные действия дают понять сотрудникам, что вы искренне заботитесь о взаимоотношениях с ними.
Совет для виртуальных офисов: Создайте канал Slack или группу в Telegram специально для празднования дней рождения сотрудников. За неделю до каждого ДР настройте напоминания, которые бы отправлялись каждому члены вашей команды, чтобы никто не забыл поздравить коллегу.
С подарками в любую точку мира может помочь наш сервис Emodika. Мы помогаем распределенным командам отправлять подарки онлайн, бережно упаковывая в красивую открытку с поздравлением, знакомую нам с детства. Подарить в любой мессенджер, группу Telegram, соцсеть или на email займет всего пару кликов.
Всегда рады “новичкам”
Попасть на вечеринку с другом, который не представил вас никому, может быть невероятно неловко с социальной точки зрения. Если же новый сотрудник попадает на рабочее место, не представившись, это может усугубить чувство отчуждения. Психология говорит нам, что сплоченность коллектива внутренне мотивирует людей быть вовлеченными в работу и получать от нее удовольствие. Чтобы новые сотрудники почувствовали себя частью коллектива, публично поприветствуйте их, тепло и ободряюще.
Совет: Когда вы начинаете вводить в должность нового сотрудника, разошлите по всей организации объявление, в котором поприветствуйте его в коллективе. Для представления можно воспользоваться групповым чатом, так все смогут поприветствовать нового члена команды и добавить “напутственные речи”.
Просто отлично, если в компании предусмотрен Welcome Pack, который можно подарить сотруднику в первый рабочий день.
Картина целей и видение
В одном из опросов более половины сотрудников заявили, что могли бы лучше справляться со своими обязанностями, если бы лучше понимали общее направление развития компании. В другом исследовании более 40% работников заявили, что они не понимают видения компании или никогда его не видели. Неудивительно, что так много сотрудников не вовлечены в работу и не вдохновлены!
Для того чтобы люди чувствовали себя мотивированными видением, выходящим за рамки их повседневных задач, им необходимо знать, какой вклад они вносят в достижение более масштабной цели.
Классическая история о трех каменщиках как нельзя лучше отражает важность этой философии: Жили-были три каменщика. Каждого из них спросили, чем он занимается. Первый грубо ответил: "Я кладу кирпичи". Второй ответил: "Я кладу стену". А третий с энтузиазмом и гордостью сказал: "Я строю собор!".
Мы все хотим, чтобы в нашей команде был третий человек, так как же помочь "каменщикам" увидеть общую картину?
Совет: Включите в ежемесячную работу специальные ритуалы, позволяющие сотрудникам шире взглянуть на цели компании. Напомните всем, зачем вообще существует компания. Убедитесь, что основные цели, миссия и видение компании регулярно повторяются на совещаниях.
Подчеркните, что работа на передовой способствует достижению более масштабных целей. Составьте список "передовых" сотрудников и проведите "мозговой штурм", как сформулировать их уникальную цель и вклад. Например, кассирша в зоомагазине может быть мотивирована быть добрее к покупателям, когда ее хвалят за то, что она является лицом компании. Ее работа с клиентами помогает бренду изменить отношения людей с их домашними питомцами.
Создайте программу наставничества, в рамках которой менеджеры смогут ежемесячно встречаться с руководителями более высокого уровня, чтобы узнать об их общих задачах.
Проведите конкурс дизайна на создание плаката или брошюры, представляющего видение и миссию вашей компании.
Интересы сотрудников
Ни для кого не секрет, что люди любят говорить о себе. Более того, разговоры о себе вызывают в мозгу те же эмоции, что и еда, наркотики и секс.
Если вы хотите создать культуру коллективной работы и взаимной поддержки, важно узнать интересы своих сотрудников : “Что их привлекает? ”
Самый быстрый способ - это интересный разговор и демонстрация того, что вы интересуетесь их жизнью за пределами офиса. В глубине души это поможет вам лучше понять, что мотивирует людей, работающих у вас, и какие стимулы вы можете предложить в качестве поощрения за качественную работу.
Совет: Создайте опрос в Google-форме и разошлите его всему коллективу в письме с заголовком "Поговорим о вас!". Обязательно спросите их согласие на распространение информации.
Отзывы и благодарности клиентов
Людей очень мотивирует обратная связь, которая дает им ощущение значимости их работы. Отзывы клиентов уникальны тем, что они исходят от третьей стороны.
Будучи социальными, мы по своей природе склонны придавать большое значение вещам, которые уже опробовали и оценили другие. Например, вспомните, как при выборе очередной книги или фильма к просмотру мы сначала читаем рецензии и отзывы, а потом принимаем решение.
Совет: Когда на Яндекс, 2ГИС, Yelp, Google или в социальных сетях появляются положительные отзывы от ваших пользователей, выделите их (PrtSc) и отправьте в ваш групповой чат или по email. Не забудьте отметить конкретных людей или действия, которые упоминаются клиентами.
Своевременная обратная связь
Когда люди не чувствуют, что их усилия получают признание, их мотивация со временем может быстро снизиться. Исследования показывают, что сотрудники могут чувствовать себя более обиженными и менее удовлетворенными своей работой, если их не ценят.
Положительная обратная связь - это секрет мотивации сотрудников к дальнейшей работе, особенно в условиях стресса или выгорания. Но не всякая обратная связь подходит для этого.
Соудерс подчеркивает, что "немедленная, конкретная и публичная похвала, сфокусированная на усилиях и поведении", является наиболее эффективной формой позитивного подкрепления.
Если ваша обратная связь подразумевает критику, используйте метод “Бутерброд”, где критические замечания помещаются между положительными отзывами. “Похвалить" + “Поругать” + “Похвалить”.
Как это сделать: Всегда начинайте с перечисления 1-3 моментов, в которых сотрудник преуспел. Например, “Я заметил, что продажи в вашей команде выросли на 7%, а на прошлой неделе вы провели 3 презентации с новыми партнерами . Потрясающая работа!”
Затем перейдите к конструктивным замечаниям о том, что можно улучшить. Чтобы критика не звучала агрессивно или обвинительно, используйте "я", а не "ты". Например, вместо того чтобы сказать: "Вы допустили непоправимые ошибки в бюджете", скажите: "Я заметил, что в бюджете есть несколько ошибок, и их исправление займет довольно много времени. Я хотел бы обсудить, что мы можем сделать прямо сейчас и как мы можем предотвратить подобное в будущем".
Убедитесь, что вы требуете конкретных изменений в будущем, а не концентрируетесь на ошибках в прошлом. Вместо того чтобы сказать: "На этой неделе вы опаздывали на все встречи", скажите: "У нашей команды ограниченное время для встреч каждую неделю, поэтому мы хотели бы, чтобы с этого момента вы приходили вовремя".
Завершите бутерброд на позитивной ноте. Подчеркните положительные стороны сотрудника, его подход к работе и убедитесь, что он чувствует признание своих усилий.
Возможности и развитие
Сотрудники, которые считают себя недооцененными, отмечают несколько общих черт:
- меньше возможностей участвовать в принятии решений;
- меньший потенциал для продвижения по службе и роста;
- меньше возможностей для гибкого графика работы;
- недостаточное денежное вознаграждение;
- меньше неденежных вознаграждений на рабочем месте.
В основе человеческой мотивации лежит потребность чувствовать свою значимость. Люди хотят чувствовать, что выполняемая ими работа важна и значима. Предоставление сотрудникам возможностей для роста показывает, что вы хотите, чтобы они добились успеха в карьере и оставались в вашей компании на протяжении длительного времени.
Советы:
Оказывайте финансовую поддержку сотрудникам, стремящимся получить новые навыки или повысить спецификацию.
Всегда завершайте совещания и электронные письма просьбой дать обратную связь и предоставить возможность высказать свое мнение.
Организуйте выступление вдохновляющего докладчика.
Обеспечьте бесплатное посещение сотрудниками соответствующих конференций и мероприятий.
Предложите сотрудникам, добившимся высоких результатов, возможность продвижения.
Предоставляйте больше самостоятельности и ответственности в выполнении задач и проектов. Сотрудники с большей вероятностью будут гордиться своей работой, когда они "владеют" задачей.
***
Мотивацию трудно определить количественно, но легко распознать, когда она отсутствует. Мотивированная команда может стать секретом увеличения прибыли, снижения текучести кадров и создания более позитивного рабочего места.